|
ЗЕРНОВОЙ ХЛЕБ БЕЗ МУКИ «ТОНУС» из цельного пророщенного зерна |
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧАА. Осипова, врач-аллерголог, Минск
[1] [2]
В ЕВАНГЕЛИИ от апостола Марка рассказано об отношении Господа: Иисуса Христа к посту. “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? – говорил Спаситель ученикам Иоанновым и фарисейским. – Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни” (Мк. 2: 19-20).
Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина.
Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19: 12). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам. Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.
В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального “голодания”. Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.
Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны.
Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечении и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, а зачатие ребёнка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребёнка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приёмов.
Поучительны мысли святителя Иоанна Златоуста о сущности поста:
“Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен но радуйся: он очищает твою душу от яда. Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния”.
В этих мыслях Златоуста, отца Церкви, открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.
Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека, в первую очередь, ради его духовного обновления Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.
В “Основах Православия” подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.
Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на “чистое” и “нечистое” существовало ещё на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенёс основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности:
“Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека.”
В походе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти (Кол. 2:23).
|